Кубинские ЛГБТ-активисты: Гомофобия противоречит принципам революции

Во время визита кубинских ЛГБТ-активистов в Германию, о котором уже сообщалось "LGBT_Grani", доктор Альберто Роке-Герра, сотрудник кубинского Национального центра по вопросам полового воспитания (CENESEX) рассказал в интервью о борьбе за гендерное равенство на Кубе.


IP: Социализм это общество, в основах которого заложены равные права мужчины и женщины. В ГДР на сравнительно ранней стадии началось половое воспитания для детей и молодежи. Но гомосексуалность долгое время или не обсуждалась вообще или лишь очень стыдливо. Первоначально гомосексуалльность каралась законом. Но этот параграф был отменен в ГДР сравнительно рано, задолго до Федеративной Республики Германии.
Сексологи и философы-марксисты давно спорят о образе «социалистического человека». Как социалистическое общество относится к тому, что в нем существуют люди иной сексуальной ориентации чем та, которая традиционно считается нормой? Каково было отношение Кубы к этому раньше и как оно изменилось сейчас?

Альберто Роке: Рассматривать тему гомосексуальности на Кубе необходимо, конечно же, как процесс. Когда в конце 19-го века начал зарождаться кубинский народ, встретились и смешались друг с другом элементы испанского влияние и африканской культуры. Конечно, были и другие влияния, но эти два являются наиболее важными. В этих культурах доминировали мужчины, быть патриотом означало быть мужчиной. Влияние христианства и африканских ритуалов укрепило власть мужчин. Эпоха Республики с 1902 по 1959 гг. не принесла никаких существенных изменений.
Быть женщиной, геем, лесбиянкой или транссексуалом всегда означало ставить господство мужчины под вопрос. К сожалению, историю нашей страны часто забывают, когда заводят речь о Кубе сегодня.

Победа революции в 1959 году означала изменения в социальной и политической системе не только на Кубе, но и в целом на американском континенте, особенно в Латинской Америке и Карибском бассейне. Начался процесс осознания конкретных прав женщин и социальных несправедливостей, а юридические положения дали женщинам возможность принимать участие в создании нового общества. Борьба за равенство была и остается долгим и утомительный процессом.
С гомосексуальностью проблемы были еще больше, а изменения не столь позитивны. Мы живем в обществе, где закреплено представление о «сильном мужчине». Медицина классифицировала гомосексуальность как психическое заболевание, и до революции существовало наказание за однополый контакт. После первого нападения со стороны Соединенных Штатов, мы переняли многие принципы европейских коммунистических стран. Хотя в Советском Союзе после смерти Сталина многие ошибки были исправлены, к вопросу гомосексуальности относились с большим неодобрением. Это влияло на политику в отношении гомосексуалов. Так, например, у нас увольняли гомосексуальных преподавателей из университетов. Гомосексуалы содержались вместе с «тунеядцами» в рабочих лагерях. И хотя они составляли там меньшинство, теперь об этих лагерях говорят исключительно как об исправительных колониях.

IP: Да, в западных средствах массовой информации их называли "карательными лагерями».

Альберто Роке: Это было не наказание, даже если оказывалось давление идти в эти подразделения. Но они ни в коем случае не должны приравниваться к трудовым лагерям сталинской эпохи.
В это время, в 60-х, для Кубы было обычным делом мобилизовать группы населения в колхозы для поддержки производства. Например, посылать школьников и студентов для сбора урожая сахарного тростника. Даже военные подразделения были задействованы в сборе урожая сахарного тростника. Те подразделения, в которых работали гомосексуалы, существовали только между 1966 и 1968 гг. Потом они были упразднены, поскольку противоречили принципам нашего общества. В 1979 году гомосексуальность была исключена из Уголовного кодекса. Тот факт, что она вообще была наказуема, связан с наследием испанского Гражданского кодекса.

IP: Когда же начались изменения?

Альберто Роке: В конце 70-х годов стартовала национальная программа по половому воспитанию. И выполнены. Это произошло по предложению Вильмы Эспин и феминисткой организации «Федерация кубинских женщин». В 1976 году была принята первая Конституция Социалистической Кубы. И уже в то время Вильма Эспин предложила, чтобы браком или гражданским партнерством должен считаться союз двух людей независимо от их пола. Конечно, в то время это предложение не было принято. В правительстве заседало слишком много мачо, которые были против.
Мы искали в 1970-х с помощью ГДР и других социалистических стран точку опоры в этих вопросах, и наряду с созданием национальной группы по половому воспитанию, которая была созвана в 1972 году разработали национальную программу сексуального образования. И уже в 80-ых эта программа дала результаты, хотя половое воспитание и проводилось в основном в рамках биологических понятий. А в 1989 году был создан Национальный центр по вопросам полового воспитания - Cenesex. Это группа специалистов, занимающихся научно-исследовательской работой по вопросам сексуальности, а также уходом и заботой о людях, которым нужна помощь в этом вопросе. Результаты их исследований были предоставлены широкой общественности.
В 2003 году на Кубе состоялся Всемирный конгресс по сексологии. Вскоре после этого Cenesex получил жалобы транссексуалов на постоянные преследованяй со стороны сотрудников полиции. В связи с этими жалобами транссексуалов Cenesex приступил к рассмотрению вопроса о сексуальном разнообразии. 2004 была создана группа под названием Bolemi, которая занимается положением женщин-лесбиянок. Это слово заимствовано из африканского языка и означает "подруга". Эта группа является членом Международной федерации лесбиянок, геев и транссексуалов (ILGA).

IP: Значит, на Кубе по-прежнему существовали репрессии со стороны органов государственной власти, хотя для этого уже не было никаких юридических?

Альберто Роке: Мы начали рассматривать ситуацию с точки зрения прав человека и в дополнение к научно-исследовательской деятельности Cenesex стал бороться за равные права сексуальных меньшинств. С 2007 года мы начали кампанию против гомофобии. Многие страны принимают меры, чтобы донести проблемы сексуальных меньшинств для общественности. Мы тоже начинаем шаг за шагом руководство привлекать внимание к гомофобии. Мы говорим, что проблема заключается не гомосексуальности, а в гомофобии. В течение последних трех лет мы каждый год празднуем день геев, лесбиянок и трансгендеров. И на следующий год 17-го мая в Гаване пройдет Международный день борьбы с гомофобией.
Мы выступаем за изменения в законодательстве. Не существует закона против нас, но мы до сих пор не находимся в рамках закона. Юридически мы не существует. Конечно, гомосексуалы на Кубе имеют те же гражданские права, как и все. Но наши права в отношении сексуальной ориентации и гендерной идентичности не признаны.
У нас есть два предложения. Во-первых, правовое признание гражданских партнерств в Семейном кодексе, которое не обязательно будет означать брак, а также закон о гендерной идентичности. Последнее важно для трансгендерных людей. Национальная Ассамблея скоро должна будет принять решение по этому поводу.

IP: Какие возможности вы видите для разрушения широко распространенных гомофобных стереотипов?
Альберто Роке: Я думаю, что за последние 17 или 18 лет кубинское общество стало немного более расслабленным в отношении вопросов сексуальной идентичности и гомосексуальности. Нас встречают с бОльшим уважением. Гомосексуальные пары могут открыто жить в партнерстве. На Кубе не существет геттоподобных областей для геев и лесбиянок. Мы пользуемся большинством прав, которые есть у кубинского населения. Но все же кубинское общество по-прежнему гомофобно и все еще существует некоторое сопротивление открытому обсуждению этих вопросов. Хотя они, несмотря ни на что обсуждаются.
Мы определили приоритеты. Интересно посмотреть, как средства массовой информации работают с ЛГБТ-темой: по-прежнему осторожно, но все же о ней начинают писать. Раньше нас вообще "не существовало". И если мы упомянались, то только в негативном контексте. И по-прежнему очень сложно обсуждать вопросы гомосексуальности в школах и университетах. Мы должны признаться, что большинство студентов все еще придерживаются гомофобных принципов. Но у нас есть поддержка правительства.

IP: Это звучит так, словно политически важные персоны неожиданно прозрели и осознали, что необходимо пересмотретьотношение к ЛГБТ. Любое изменение в сознании всегда имеет причины. Что привело политическое руководство к тому, чтобы задуматься об изменении отношения к гомосексуальности? Философия и культура дали толчок политикам или политики повлияли на философию и культуру?

Альберто Роке: Это интересный вопрос. Я не социолог и не философ. Я думаю, что есть несколько факторов, которые играют определенную роль. Половое воспитание играет важную роль в дискуссиях, которые в свою очередь привели к тому, что наказание за гомосексуальные действия было удалено из Уголовного кодекса. Но для меня самым важным и, возможно, самым противоречивым фактором был экономический кризис кубинского общества начала 90-ых. Распад социалистического блока привел к социальному инфаркту. Первая и самая важная задача состояла в том, чтобы сохранить достижения социализма и суверенного государства Кубы. Эта цель объединила общество, включая геев и трансгендерных людей (лесбиянки были менее заметными). Эта сплоченность создала для людей нетрадиционной сексуальной ориентации больше жизненного пространства в обществе.
Очень важным фактором являлась культура. С 80-х годов набирало силу культурное движение, неотъемлимой частью которой являлась гомоэротика. Несмотря на очень сложное экономическое положение, наши литература, театр и визуальное искусство переживали гомоэротический бум. И, конечно же, фильм "Клубника и шоколад». Этот фильм стал гимном уважительного отношения к сексуальному разнообразию. Он укрепило это уважение и вызвал общественную дискуссию. Книга не привлекла столько внимания, но фильм обсуждался широкими слоями населения, а также на международном уровне. Я думаю, это повлияло на политику.
Среди неселения стереотипы по поводу сексуальных меньшинств по-прежнему сильны. Но мы уверены, что частное является и политическим. Это гуманистическая сущность кубинской революции. И быть гомофобом на Кубе означает быть против принципов кубинской революции. Но революция означает изменение. Так же, как мы воевали за права женщин, мы будем бороться за права лесбиянок, геев и транссексуалов.

Подготовлено по материалам сайта kommunisten.de
Важно в этой статье, то что к левым возможно приходит понимание что не все в этом мире крутится вокруг классовой борьбы.
Никакая коммунистическая революция, которая уничтожает институт частной собственности, не уничтожает все формы дискриминации.
Марксизм нуждается в такой переделке, после которой он уже не сможет называться марксизмом :)